Articles.
Oпределение понятия "вампир" и историографический очерк проблемы.
Новейшее время и современные тенденции.
В 19 веке вампирология не получила особенного развития, но постдракулический бум конца века сформировал интерес к вампиру не только как к литературному герою, а как к феномену, который нуждается в изучении. Среди работ начала ХХ века выделяется значительные по объему труды Монтегю Саммерса (Montague Summers "Вампир и его родичи" и "Вампир в Европе" опубликовано в двух книгах в1928-29, переиздано одной книгой в 1995) - одна из немногих западных книг, которую я имел возможность проработать действительно внимательно. У Саммерса вампир - любой злонамеренный кровососущий дух , вследствие чего его работа включает очерк "вампиров китайских, малайских и ассирийских". С другой стороны, он стремится проанализировать социальные истоки образа, и оттого касается и каталепсии, и людоедства, и некрофилии, и многочисленных маньяков от сержанта Бертрана до "ганноверского мясника" Хаарманна. Саммерс исследует не столько фольклорную традицию и способы народной борьбы с вампиром, сколько эволюцию образа в литературе прошлого века, приводя множество полезных примеров. В то же время были написаны и иные работы, но "Вампиры и вампиризм" Дудли Райта 1914 года сильно отдает попсой и напоминает наши статейки на эту тему в желтой прессе. Именно Самммерс стал основой для работ большинства современных авторов, разрабатывающих вампирскую тему в нескольких направлениях. Начиная с 60-х годов, в Европе и США начинают расти как грибы разнообразные общества, поначалу более похожие на фэн-клуб - Лос-Анджелеское "Общество графа Дракулы" (Дональд Рид, 1962), "Клуб поклонников графа Дракулы" (Джин Янгсон, 1965), или "Общество изучения вампира" (Шон Манчестер, 1970). Заметной датой в вампирологии стал 1972 год, в котором произошло сразу три заметных события. Раймонд Т. Макнелли и Раду Флореску выпустили "в поисках Дракулы" - первый большой труд, посвященный историческому Владу Тепешу, который практически сразу был дополнен "Мечтой Дракулы" Леонарда Вольфа. Эти книги не могли не привлечь внимание к теме вампира. Другой книгой были "Истинные вампиры в истории" Дональда Глата - первая попытка собрать все записи обо всех исторических фигурах-вампирах. Наконец, Стивен Каплан основал "Центр исследования вампира", посвященный не изучению литературного героя, а выявлению людей с физиологическими отклонениями. После этой даты сообщество вампирологов переключается на более серьезный анализ проблемы. В 1977 Мартин В. Риккардо основывает "Общество изучения вампиров", член которого Дж. Гордон Мелтон, выпустил сперва "Хронологию Вампиров", а затем или "Справочник по вампирам (The Vampire Book)", считающуюся наряду с "Энциклопедией вампиров (The Vampire Encyclopedia)" Мэтью Бансона наилучшей научно-популярной работой (жаль что пока я их еще не видел). В 1978 Эрик Хельд и Дороти Никсон основали "Общество по обмену информацией о вампирах", а в 1980, в Дублине, было основано Общество Брема Стокера. На текущий момент организаций этого типа насчитывается около сотни. Многие работы часто используют методику психоанализа. Атаки подсознательно связывались с половым насилием, а страх перед вампирами и одновременно их притяжение выводили из физических ощущений. Поскольку вампиры часто нападают на спящих в постели людей, первыми жертвами вампиры часто выбирают своих возлюбленных , а действия типа покусывания, поцелуя и сосания тесно связаны с сексуальными переживаниями, простора для таких трактовок много, ибо если идти строго по Фрейду, вампир воплощает Эрос и Танатос в чистом виде. Хорошим представителем данной школы является Лоуренс А. Рикельс, преподаватель Калифорнийского университета, чья книга, "Лекции по вампирам" была построена на основе спецкурса, который он читал на кафедре в течение нескольких лет. Курс охватывал большой объем информации - от древних антивампирских похоронных обрядов до использования вампирской эстетики современными деятелями массовой культуры - типа Мэрилина Мэнсона и во многом был построен на анализе подсознательных значений тех или иных образов и влияния философии Маркса, Фрейда и Ницше. Нина Ауэрбах в ее книге "Наши вампиры, мы" - воспринимает их, наоборот, в социополитическом аспекте. По ее словам, вампиризм вышел не из паранойи или ксенофобии, а наоборот, из человеческой щедрости и энтузиазма, и его вкус неотделим от тех естественных импульсов, которые делают нас людьми. Она видит увлечение образом вампира как проявление естественного протеста и отчасти как образ мужчины в зеркале американского феминизма. Ауэрбах также связывает изменения концепции вампира и идеологию власти и исследует возрождение образа в гомоэротической традиции, отчасти вызванное тем, что под некоторым давлением феминизма вампир стал изображаться существом исключительно мужского рода, но его жертвами становились уже отнюдь не только девушки. Среди представителей "антропологического подхода" отметим "Сборник данных по вампирам (The Vampire: A Casebook)" под редакцией Алана Дандеса (Alan Dundes), который объединяет 11 эссе, касающихся истории понятия "вампир", типажи вампира в Румынии, Сербии и Греции, а также особенности их способностей, технику вампироубийства и восприятие вампиров с точки зрения психоанализа. Отдельно стоит отметить большое число работ по "вампирскому кино". В связи со славным столетием в конце 1997 года наблюдался настоящий бум вампиромании. Возникли новые ассоциации последователей Дракулы, специализированные журналы, открылись новые музеи, магазины, продающие все, что имеет отношение к "теме. А что на эту тему написано у нас, не считая статей в желтой прессе? Большинство русскоязычных текстов в современном интернете представляют собой смесь представлений о вампирах, собранных из современных игр или фильмов о них, как бы являясь вторичным пластом по отношению к литературе и фольклору. При этом большинство авторов придерживаются веры в их существование на самом деле, споря только о том, является вампир живым мертвецом, представителем иной расы или результатом магических практик. В результате в массовом сознании авторов таких сайтов и их аудитории формируется далекий от истоков микст-образ, который скорее затуманивает понимание, чем дает знания. Преодолевая эту завесу, я и намерен писать свой труд.