Articles.

                   Глава 6. Мнение Голландского журнала "Гланер".

   При исследовании рассказов о смерти мнимых мучеников вампиризма открываются все симптомы эпидемического фанатизма, а также и то, что впечатление, произведенное на них страхом, является главной причиной их смерти. Упомянутая Станьоска, дочь Иотуйцо, легла в постель совершенно здоровая, пробудилась ночью с отчаянным воплем и жаловалась, что Милло, умерший сын гайдука, душил ее за горло. После этого она почувствовала сильную боль в груди и на восьмой день скончалась. Здравомыслящий легко может видеть, что в этом случае мнимый вампиризм представляет собой лишь пустые выдумки расстроенной фантазии. Здесь речь идет о девушке, которая пробудилась ночью и жаловалась, что ее душит вампир, но не объяснила, как ее крик мог помешать вампиру продолжать свои действия. Есть все основания думать, что вампир не повторял свои явления потому, что в следующие за этим ночи родные не отходили от ее постели, а также потому, что ее крики, если бы вампир вздумал ее мучить, дали бы знать об этом ухаживающим за нею людям. На восьмой день, однако ж, она умерла. Ее печаль и страх, ее уныния и мучения ясно доказывали, как сильно было расстроено ее воображение. Жители городов, страдавшие от моровой язвы, знают по опыту, что испуг многим стоит жизни. Как скоро человек почувствует самую ничтожную боль, он думает, что поражен эпидемией; это настолько сильно действует на него, что он может серьезно заболеть. Если мы исследуем другой рассказ о смерти замученного вампиром, то откроются очевидные доказательства, что в этом случае главную роль играли страх и предрассудок. Умерший через три дня после погребения явился ночью во сне своему сыну, потребовал ужин, поел и исчез. На другой день сын рассказал свой сон соседям. В следующую ночь отец не явился, но утром сын был найден в постели мертвым. В этом рассказе суеверие и страх очевидны. Первый раз, подействовав на больное воображение сына, визит не произвел надлежащего действия, но предрасположил его дух к более сильному впечатлению, что и случилось после. Замечательно, что вампир не являлся в ту ночь, накануне которой сын рассказал свой сон соседям потому, что, как по всему видно, соседи ночью находились при нем и, значит, не дали ему испугаться. Теперь я перехожу к исследованию тех трупов, у которых кровь была жидкая, борода, волосы и ногти вырастали. Из этих чудес можно выбросить три четверти их содержимого и быть очень снисходительным, если оставить частицу. Всякому хорошо известно, что простой народ и даже историки, часто даже очень известные, преувеличивают факты, хотя бы сколько-нибудь выходящие за предел обыкновенных, тогда как очень легко чисто физически объяснить причину этих фактов. По опыту известно, что в некоторых частях земли тело может долго сохраняться во всей своей свежести. Это явление объясняют весьма удовлетворительно, и потому не лишнем будет привести здесь один из таких фактов. В Тулузе, под монастырской церковью в пещере, сохранились тела умерших до этого невредимыми, что их легко было принять за тела живых, тогда как эти умершие оставили жизнь уже как 200 лет назад. Эти тела а костюмах своего ордена были прислонены к стене стоймя. Но разительнее всего в этом случае тот факт, что тела, поставленные на другой стороне этой пещеры, становятся добычей червей через два или три дня. Часто приходится замечать, что у мертвых вырастают волосы, борода и ногти. Причина этого явления понятна: так как в теле остается еще немного мокроты, то нисколько не удивительно, что в безжизненных частях может некоторое время продолжаться растительность. Жидкая кровь представляет больше трудностей для объяснения, но и для ее присутствия в теле умершего можно указать естественные основания. Если солнечный свет нагревает селитренные и серные части в почве, способной сохранять тело, то эти части, смешиваясь со свежепогребенным трупом, приводят в брожение сгустившуюся кровь и разжижают ее. Возможность такого явления доказывается опытом. Если в глиняном или стеклянном сосуде нагревают хил (Хил, или млечный сок, - часть желудочной кашицы, назначенной для соединения с кровью) или молоко с двумя третями дистиллированного виннокаменного масла, то белая жидкость превращается в красную потому, что соль винного камня, разжижая масляную часть молока, совершенно растворяет и превращает ее в род крови. Кровь, образовавшаяся в сосудах тела, менее красна и не гуще. И естественно, что жар, возбуждая волнение в погребенном теле, производит точно такое же действие, какое происходит и в вышеприведенном эксперименте потому, что соки тела и кости весьма похожи на хил, а жир и мозг суть маслянистые этого хила. Все эти части от волнения должны принять вид крови на основании упомянутого экспиремента. После того как называемые вампиры могут испускать из себя упомянутую жидкость, состоящую из растворенных жирных частей, а ее-то и принимают за кровь.

Назад.

Сайт создан в системе uCoz