Articles.
Dracula.
Слов "вампир" пришло из венгерского языка,
а большинство преданий о них родилось в Восточной Европе. Ирландец БрэмСтоукер,
написавший знаменитого "Дракулу", позаимствовал этот сюжет из легенд о Владе IV
(его родовое звание и имя - граф Дракул) - трансильванском дворянине, который
жил в XV веке и сражался против турецкого ига. Влад также был известен своими
садистскими наклонностями - он наслаждался истязаниями пленных узников. Легенда
гласит, что граф любил устраивать пирушки среди огромного, количества
заостренных деревянных кольев, на которые были насажены тела турок, плененных в
бою, поэтому он вошел в историю под прозвищем Тепеш ("Сажающий на кол"). Но не
меньше ужаса навевал Тепеш и на своих соотечественников. В окрестностях его
замка исчезали люди. За высокими каменными стенами свершались ужасные и
богомерзкие дела. В одной из историй об этом замке графа назвали "вампиром". Его
пристрастие к крови разделяли и другие карпатские дворяне. В 1610 г. по указу
венгерского короля была казнена графиня Элизабет Батори. Она, неплохо
разбиравшаяся в оккультизме, узнала, что может продлить молодость и красоту,
если будет купаться в крови молодых девушек. Многие ничего не подозревавшие
девушки были завлечены в ее замок, а затем обескровлены и похоронены там. Но
одной из них удалось бежать, она и поведала эту ужасную историю. В наказание за
совершенные злодеяния "кровавую" графиню заживо замуровали в ее собственной
спальне. Из таких мрачных историй рождались легенды о вампирах. В 1897 г.
Стоукер в своем романе создал, опираясь на исторические факты и частично
домысливая историю, образ самого графа Дракулы. Вот как описано первое явление
графа Джонатану Харкеру в романе БрэмаСтоукера: "Внутри стоял высокий старик,
чисто выбритый, с длинными седыми усами, одетый с головы до пят во все черное,
без единого цветного пятнышка. Он продвигался вперед рывками. Сжимая мою руку с
такой силой, что я сморщился от боли, несмотря на то, что его собственная рука
была холодна, как лед, и больше подошла бы покойнику, чем живому человеку...
Лицо его было властным - очень энергичным - с тонким орлиным изогнутым носом и
особенно раздувающимися ноздрями, с величественным высоким лбом. На висках
волосы были жидкими, но зато в остальных местах сильно разросшимися. Густые
брови его почти что срастались на переносице... Рот застыл в зловещей улыбке,
открывая чрезвычайно острые зубы, которые даже выступали за губы, чей
ярко-красный цвет свидетельствовал об изумительном здоровье старика, несмотря на
его возраст. И наконец, бледные уши его по краям были необычно заострены, а
подбородок широк и массивен, щеки же казались напряженными и тонкими. Первое,
что бросалось в глаза, была его мертвенная бледность... Нельзя было не заметить,
что они [его руки] были довольно крепкими, крупными, с короткими толстыми
пальцами. Самое странное, что на ладонях его росли волосы. Длинные тонкие ногти
на концах были заострены. Когда граф наклонился и прикоснулся ко мне, я не смог
подавить дрожь. Во всех его чертах и в голосе было спокойствие, но когда я
слушал его, то откуда-то издалека, снизу, с улицы до меня донесся волчий вой.
Глаза графа заблестели, и он произнес: "Слушайте их - детей ночи. Какая чудесная
музыка!" * * * Выдержки из Книги Dracula Дональда Фом. Metuchen, N.J. 1975
Румынский господарь Влад III, более известный как Дракула (1431-1476),
происходил из рода Басараба Великого, правителя Валахии (1310-1352), в тяжелой
борьбе отстоявшего независимость своего государства от Венгрии. Дед Дракулы -
воевода Мирча Старый (1386-1418) - благодаря своей государственной мудрости и
военным удачам заслужил славу румынского Шарлеманя, хотя в итоге признал себя
вассалом Османской Турции. Но тут уж у него просто не было выхода. В XV веке
православная Валахия оказалась яблоком раздора для двух супердержав - Венгрии и
Оттоманской Порты. За Венгрией стояло тогда все католичество, предпринявшее
очередное наступление на православие, Порта же, борясь за лидерство в исламском
мире, претендовала и на лидерство глобальное. Сохранить независимость, воюя на
два фронта, не представлялось возможным, однако уступка Венгрии повлекла бы
католизацию страны, а Порта в религиозной политике отличалась большей
терпимостью. Мирча Старый выбрал меньшее зло, на его, конечно, взгляд. Борьба
двух супердержав реализовывалась в смене хозяев валашского трона. Как правило,
принц из династии Басараба, претендовавший на трон, уже занятый ставленником
одной из держав, получал поддержку (финансовую, военную и т.п.) от ее соперницы.
После чего претендент, опираясь на группу недовольных бояр, затевал смуту и,
если удача ему сопутствовала, становился господарем. Отец Влада III - Влад II -
захватил престол в 1436 году, свергнув двоюродного брата при поддержке
венгерского короля Сигизмунда Люксембурга. Но позже, уступая турецкому давлению,
Влад II вынужден возобновить вассальные обязательства валашских господарей и
отправить заложниками ко двору султана двух сыновей - Влада и Раду. Венгрия,
конечно, тоже усилила давление, и Владу II постоянно приходилось маневрировать,
изыскивая компромиссы. Тем не менее, в 1447 году он был убит по приказу регента
венгерского королевства легендарного Яноша Хуньяди, а валашский престол занял
новый венгерский ставленник. В 1448 году семнадцатилетний Влад предпринял первую
попытку захватить престол. Воспользовавшись тем, что войска Хуньяди были
разгромлены турками, Влад с турецкой помощью воцарился под именем Влада III. Но
- ненадолго: венгерский протеже, собравшись с силами, вернул престол. Он,
однако, проявил излишнюю самостоятельность, и в 1456 году Влад III - теперь уже
при поддержке Яноша Хуньяди - вновь вступил во владение отцовским наследством.
На этот раз Влад III правил, сохраняя верность роду Хуньяди, и даже помог
утвердиться на венгерском троне сыну Яноша - Матьяшу. Провенгерская политика
пришлась не по нраву Турции, что и обусловило войну, начавшуюся в 1461 году.
Влад III сам вторгся на территорию противника, и разгневанный султан Мехмед
Завоеватель лично повел войска против взбунтовавшегося вассала. Влад III
рассчитывал на помощь двоюродного брата молдавского господаря Стефана Великого и
короля Матьяша, однако надежды не оправдались. Родственник не только не пришел
на помощь, но еще и попытался захватить валашскую пограничную крепость Килию, а
Матьяш Венгерский не счел нужным ввязываться в войну, хоть и получил от папы
Римского деньги на новый крестовый поход против турок. Оставшись без союзников,
Влад III, тем не менее, продолжал войну, причем даже турки удивлялись его
храбрости, жестокости и таланту полководца. Но силы были не равны: валашский
господарь потерпел поражение и бежал во владения венгерского короля, бросив
разгромленную армию. Новым господарем в 1462 году стал его брат Раду по прозвищу
Красивый, а Влада III Матьяш Хуньяди заточил в темницу, инкриминировав бывшему
союзнику сговор с турками. Историки спорят о том, насколько обоснованно было
обвинение, но, в любом случае, Матьяш сумел оставить у себя папские деньги,
избежав под благовидным предлогом нежелательной тогда войны с Турцией. В тюрьме
Влад III оставался более десяти лет и получил свободу, лишь перейдя в
католичество. Затем он женился на родственнице короля и, заручившись помощью
Хуньяди, в 1476 году третий раз вторгся в Валахию. Владу III удалось захватить
столицу, но вскоре он погиб в бою, причем обстоятельства его смерти до сих пор
толком не выяснены. "Мировую известность" Влад III обрел еще при жизни. Главным
образом - благодаря неистовой отваге и столь же неистовой кровожадности, которая
даже в мрачную эпоху Позднего Ренессанса казалась паталогической. Он был
немыслимо жесток и к врагам, и к союзникам, и к подданным: рубил им головы,
сжигал, сдирал кожу, принуждал к людоедству, варил заживо, вспарывал животы,
сажал на кол и т.д. и т.п. В сажании на кол Дракула особенно преуспел. Однажды
безо всяких причин он напал на свой же ни в чем не повинный город и умертвил под
пытками 10 тысяч подданных. Многие из них были посажены на кол - так он
заработал еще одно прозвище - "тепес", или "колосажатель". Во время самого
дикого из устроенных им побоищ в 1460 году в день Святого Варфоломея в одном из
городов Трансильвании было посажено на кол 30 тысяч человек. Дракула был не
просто садистом. Его жестокие кары имели некий политический смысл. К примеру,
когда посланники турецкого двора осмелились не снять головные уборы в его
присутствии, он приказал гвоздями приколотить тюрбаны к головам, что было,
несомненно, вызывающе смелой демонстрацией независимости. В зависимости от
социального статуса приговоренных колы различались по длине, диаметру, цвету, из
них составлялись прихотливые геометрические фигуры - нечто вроде "сада пыток",
где Влад III любил пировать на досуге, причем трупный смрад и стоны
агонизирующих отнюдь не портили его аппетит. Вот почему в историю Румынии Влад
III вошел под прозвищем "Цепеш" (букв. "Насаживатель-на-кол"). Даже в венгерской
тюрьме Влад III, согласно древнерусскому "Neacaie? i A?aeoea aiaaiaa
", оставался верен своим пристрастиям: ловил или покупал мышей и
птиц, которых пытал, сажал на кол и обезглавливал. Неистовость Влада III (в
немецких источниках его называют "wutrich" - "неистовый", "изверг", "лютый"),
похоже, изрядно надоела не только врагам, но и подданным и в 1974 году они убили
Цепеша в возрасте 45 лет. 45 лет. Его отрубленную голову законсервировали в меду
и доставили в качестве трофея султану. Согласно версии XV века, Влада III в бою
приняли за турк а и, окружив, пронзили копьями, о чем, заметив ошибку, весьма
сожалели. Но если все так и было, то почему же Влад III, успев зарубить пятерых
нападавших, не успел объяснить остальным, что он - их воевода? И зачем
"скорбящие" соотечественники, о трубив голову мертвому господарю, послали ее
султану? Кровожадную изощренность валашского воеводы европейцы обычно
воспринимали в качестве некоей восточной экзотики, абсолютно неуместной в
"цивилизованной" державе. Например, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер,
вероятно, наслушавшись об эффективных "дракулических" методах во время
дипломатической службы при папском дворе, стал сажать на кол линкольнширских
мятежников в 1470 году, его самого казнили за поступки - как гласил приговор -
"противные законам данной страны". Историки различным образом оценивали роль
Влада III. Одни видели в нем национального героя Румынии, защитника от
мусульманской экспансии, борца с боярскими злоупотреблениями (К.Джуреску),
другие считали Влада III беспринципным тираном, ничем не отличающимся от других
государей-"макиавеллистов" Позднего Ренессанса, называли его
правителем-"террористом", предтечей Сталина и Гитлера (Р.Макнелли и Р.Флореску).
Однако, по общему мнению, репутацию вампира- чернокнижника Дракула приобрел лишь
в конц е XIX века - благодаря воображению и таланту Брема Стокера (1847-1912),
автора знаменитого романа "Дракула"(1897). Действительно, в письменных
источниках нет упоминания о чернокнижничестве и вампиризме валашского господаря.
Но если принять во внимание специфику этих источников, то выясняется, что
фантазии английского романиста были отнюдь не беспочвенными. В XV веке, как,
впрочем, и ранее, в Валахии не велись хроники - ни официальные (княжеские), ни
монастырские. Сохранились лишь десятки писем самого Дракулы (на латыни и
церковнославянском языке), да поздние записи фольклорных преданий о жестоком ,
ироничном, коварном, но мудром и отважном Цепеше. Что касается иностранных
источников, то здесь наиболее значительны немецкие, венгерские,
поздневизантийские и русские. Среди немецких следует выделить десятки печатных
памфлетов XV века, повествующих о "садистических" деяниях господаря-изверга, а
также аналогичной тематики стихи венского миннезингера М.Бехайма. Точка зрения
венгров представлена итальянским гуманистом А.Бонфинио, автором латинской
хроники, подвизавшимся при дворе Матьяша Хуньяди. Она мало чем отличалась от
немецких текстов - о православном государе, сжигавшем католические монастыри,
писали католики. С большей симпатией относятся к Дракуле византийские историки
XV века Дука, Критовул, Халкондил, но и они, главным образом, пересказывают
истории о свирепых шутках Цепеша. На Руси же было популярно "Necaiea i A?aeoea
aiaaiaa
", где основным преступлением Влада III объявлялась измена
православию. Все истории о Дракуле напоминают анекдоты. Вот Дракула, встретив
крестьянина в ветхой рубахе и узнав, что жена у него ленива, приказывает
отрубить ей руки и посадить на кол: лентяйке руки не нужны - она и так безрукая,
а потому и жить ей незачем. Или, например, Влад, взойдя на престол, спросил у
бояр, сколько господарей знал каждый из них, и даже самый молодой боярин
перечислил семерых; тогда Дракула сказал, что век господарский короток из-за
постыдных боярских интриг, а коль так, то и бояре не должны жить дольше, чем их
повелители - справедливость господарь восстановил на свой лад, повелев казнить
собравшихся. "Анекдотичность" сближает письменные источники с народными
преданиями о Цепеше, что неудивительно. Нерумынские авторы, как правило, тоже
основывались на рассказах очевидцев (или выдававших себя за таковых), т.е. на
сюжетах, имевших фольклорное бытование, ведь тогда повести о "чужой земле" и
воспринимались как легенды. Следовательно, весь корпус "дракулических" текстов -
по сути фольклорен, а у фольклора свои законы. Авторитетный исследователь
С.Н.Азбелев в связи с этим указывал, что фольклор "очень редко сохраняет
точность фактических деталей, но у него есть другое преимущество: эпос может
хранить веками без радикальных изменений ту обобщенную оценку сущности события,
какая отложилась в сознании широкой общественной среды". Потому сведения о
Дракуле надлежит интерпретировать не только в историко-прагматическом аспекте,
но - и прежде всего - в мифологическом. Это касается самого имени, точнее
прозвища Влада III Дракула. Федор Курицын, предполагаемый автор "Neacaiey
" , характеризуя Влада III, прямо говорит, что "именем Дракула
влашеским языком, а нашим - Диавол. Толико зломудръ, яко же по имени его, тако и
житие его". Тут русский книжник XV века допускает ошибку, хотя и не
принципиальную. По-румынски "дьявол" - это "дракул", а "Дракула" - "сын
дьявола". Прозвище "Дракул" получил отец Влада III, однако историки традиционно
объясняют, что связь с нечистой силой тут ни при чем. Отец Дракулы, еще не заняв
престол, вступил при дворе Сигизмунда Люксембурга в элитарный Орден Дракона,
основанный венгерским королем ("по совместительству" - главой Священной Римской
исмперии) для борьбы с неверными, главным образом - турками. Орден этот, его
элитарный характер и герб описаны Э.Виндеке, современником и биографом
Сигизмунда Люксембурга. Став господарем, Влад II по-прежнему относился к
рыцарским обязанностям настолько серьезно, что повелел изобразить дракона -
элемент орденской символики - даже на монетах, хотя изображение на монетах
считалось сакральным, почему, кстати, фальшивомонетчиков и карали так жестоко.
Соответственно, неуемный рыцарь и заработал мрачноватое прозвище: "Дракул"
означает по-румынски не только "дьявол", но и "дракон". И все-таки, излагая
"эмблематическую" версию, даже её сторонники Р.Флореску и Р.Макнелли
оговариваются: возможно, современники понимали прозвище господарей буквально.
Смысл орденской символики государь не разъяснял всем и каждому, зато изображение
дракона вызывало у многих вполне определенные ассоциации. Опять же, Орден
Дракона в качестве орудия борьбы с неверными выглядит довольно странно, а если
учесть, что создавался он в эпоху небывалого распространения всякого рода ересей
и чернокнижничества, то возникает закономерный вопрос: не поклонялись ли рыцари
дракону-дьяволу? Прямых свидетельств того, что Влад II считался колдуном, нет,
однако, если прозвище "Дьявол", немыслимое для христианского государя, все же
закрепилось (вне зависимости от причин его появления), значит, в народном
сознании сложилось соответствующее представление. То же самое можно сказать и о
Владе III. Чем бы ни было обусловлено прозвище господаря, оно сохранилось в
фольклоре, т.е. информация, в нем заложенная, оставалась актуальной. Имя
"Дракула" можно понимать и как "сын человека по прозвищу Дьявол" (Халкокондил
именует "Дракулой" и Цепеша, и Раду Красивого - другого сына Влада II), и как
"приверженец Дьявола, следующий путями тьмы". Такого рода указания вовсе не
обязательно относятся к области морали, чаще всего имеется в виду связь с не
чистой силой. Не случайно замок Дракулы местные крестьяне, о романе Стокера не
слыхавшие, даже в ХХ веке считали местом нечистым. Примечательно и то, что
многие "дракулические" предания повествуют о кладах, спрятанных валашским
господарем, который непременно убивал ни в чем не повинных свидетелей, а
подобные эпизоды характерны для легенд о колдунах и разбойниках. Клад не
эквивалент банка, а ценность золотых монет и украшений опредляется не только их
реальной стоимостью. Это, как указывает В.Я.Пропп, "утратившие свою магическую
функцию предметы из потустороннего мира, дающие долголетие и бессмертие". В
русском "Neacaiee i A?aeoea aiaaiaa
" все прямо названо своими именами: жестокий властитель приказал
мастерам изготовить специальные бочки, сложить туда золото и опустить на дно
реки, после чего Дракула "мастеровъ тех посеща повеле, да никто ж увесть
съделанного имъ окаанства, токмо тезоимениты ему диаволъ". Автор как бы
расшифровывает миф, подчеркивая, что валашский господарь не просто тезка
дьявола, но и действует словно колдун, по определению с дьяволом связанный. В
контексте "колдовства" Дракулы стоит вспомнить об уже упоминавшемся нападении
молдавского господаря Стефана Великого на крепость своего кузена Влада III. При
осаде Стефан был ранен стрелой, тяжело заболел и отступил. Рана не заживала
сорок лет, а врачи, выписанные из Италии и Германии, по таинственным причинам ко
двору господаря добраться не могли, и в результате причиной смерти Стефана стала
именно валашская стрела. История, по меткому замечанию исследователей,
"дракулескная", т .е. анекдотически-загадочная, колдовская. Прямых свидетельств
вампиризма Дракулы тоже нет, но зато есть немало косвенных. Так, в поэме
Й.Будай-Деляну "Цыганиада" (опубликованной после смерти автора в 1875-1876 гг.)
Дракула, возглавив армию цыган, борется с турками , злокозненными боярами и -
вампирами. Известно, что Будай-Деляну использовал в поэме фольклорные сюжеты,
потому указания на связь Дракулы с цыганами и вампирами особенно важны. Цыгане
издревле считались народом мистическим, народом гадалок и колдунов, а в том, что
будай-деляновский Дракула не вампир, но противник вампиров, ничего удивительного
нет: обычный для мифологического сознания сюжет-"перевертыш" - герой сражается с
собственной ипостасью. Соответствующие намеки нетрудно найти и в описании гибели
Дракулы. Разумеется, есть основания предполагать, что воины Влада III обратили
копья против господаря по сообржениям страха и мести или ради турецкой награды,
а голову отрубили, дабы послать султану и тем самым выслужиться или наглядно
подтвердить выполнение "заказа" - голова Цепеша была выставлена в Стамбуле на
всеобщее обозрение. Но при всем том воины Дракулы действовали именно так, как
обычай предписывал поступать с вампирами : тело кровопийцы надлежало пробить
острым оружием, а голову - непременно отделить от туловища. С этой точки зрения
характерна также история могилы Дракулы. Влад III был похоронен недалеко от
места гибели - в православном Снаговом монастыре, которому его род
покровительствовал. Кстати, согласно местному преданию, на территории монастыря
располагалась пыточная тюрьма Цепеша. В 1930-е гг. археологи провели официальное
вскрытие могилы, но нашли там только следы осквернения - мусор и ослиные кости.
Зато неподалеку обнаружилась идентичная по размерам безымянная могила, где
лежали скелет без черепа и остатки одеяния, подобающего валашскому господарю.
Интересно, что первый раз Дракулу похоронили напротив алтаря, а второй - под
каменными плитами пола, похоже, с той целью, чтобы входящие попирали прах
Цепеша. По мнению исследователей, осквернили могилу и "перезахоронили" Дракулу
монахи Снагова монастыря, причем сделали это на рубеже XVIII-XIX веков - как раз
тогда, когда Й.Будай-Деляну и писал "Цыганиаду". Не исключено, что, почитая
Цепеша - национального героя, соотечественники не забывали о другом его лике -
Дракуле, кровопийце и чернокнижнике. Впрочем, если б не было
мифологически-фольклорных указаний на вампиризм Цепеша, все равно было бы
правомерно соотнести имя Дракулы с легендами об упырях. У румын существует
поверье: православный, отрекшийся от своей веры (чаще всего принявший
католичество), непременно становится вампиром, переход же в католичество Влада
III, некогда грабившего католические монастыри, безусловно, стал весьма
впечатляющим событием для его подданных-единоверцев. Вполне вероятно,
возникновение этого верования обусловлено механизмом своеобразной "компенсации":
переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом
Христовым, отказывался от причастия Кровью, поскольку у католиков двойное
причастие - привилегия клира. Соответственно, вероотступник должен был
стремиться компенсировать "ущерб", а коль скоро измена вере не обходится без
дьявольского вмешательства, то и способ "компенсации" выбирается по дьявольской
подсказке. Кстати, логика "компенсации" провоцирует и ныне появление "хоррорных"
сюжетов о вегетарианцах-убийцах, палачах-активистах "Общества защиты животных" и
т.п. В XV веке тема вероотступничества особенно актуальна: это эпоха наиболее
интенсивной католической экспансии, что уже отмечалось выше. Именно тогда гуситы
воевали со всем католическим рыцарством, отстаивая "право Чаши" (т.е. право
причащаться Кровью Христовой, будучи католиками-мирянами), за что их и прозвали
"чашниками". Борьбу с "чашниками" возглавил император Сигизмунд Люксембург, и
как раз тогда, когда отец Дракулы стал "рыцарем Дракона", главным противником
Ордена были не турки, а мятежники-гуситы. Современники вполне могли видеть в
Дракуле упыря, однако следует учитывать, что их представление о вампирах
существенно отличалось от нынешнего, сложившегося благодаря литературе "ужасов"
и кинематографу и восходящего к романтичской и неоромантической литературе, а
также к преданиям XVII-XVIII веков. В XV веке упыря считали не разносчиком
вампирической "эпидемии" (который, в свою очередь, был ранее заражен другим
вампиром), но колдуном, чернокнижником, обязательно заключившим союз с дьяволом
ради благ мирских. Такому колдуну-вампиру кровь нужна еще и для совершения
магических обрядов. К примеру, современник Дракулы знаменитый Жиль де Ре, маршал
Франции, вошедший в историю изуверскими казнями и пытками, подозревался в
колдовстве: предполагалось, что он, будучи магом, использовал кровь и
внутренности жертв. Не исключено, что и "кровавые гекатомбы" Влада III
воспринимались аналогично - колдуну-вероотступнику тем более полагалось быть
изощренно жестоким, сладострастно экспериментировать с человеческим телом и
кровью. Любопытная параллель есть и в русской литературе: колдун-оборотень из
повести Н.В.Гоголя "Страшная месть" - вероотступник, причем именно перешедший в
католичество, и он хранит в земле несметные с окровища. Итак, в основе
стокеровской версии Дракулы-вампира - опора на реконструкцию мифа и реальные
исторические документы. Практически каждой черте, приписанной Дракуле, можно
найти то или иное обоснование, мотивировку. Вот, например, называет Стокер
своего героя "берсерком", объясняя это - не вполне убедительно с исторической
точки зрения - родством Дракулы со скандинавскими витязями, известными
беззаветной отвагой. Но, с другой стороны, здесь легко увидеть переосмысление
эпитета "wutrich", ко торый в немецких источниках используется как по отношению
к Дракуле, так и для характеристики "лютой" храбрости берсерков. Образы же
Дракулы-предводителя отряда цыган, Дракулы, ведающего тайны древних кладов,
Дракулы-упыря и чернокнижника - не просто вымысел, но результат синтеза интуиции
ученого и фантазии литератора.
Назад.
Сайт создан в системе
uCoz